Рейтинг@Mail.ru
Н.С. Лесков. Подпольные пророки

ПОДПОЛЬНЫЕ ПРОРОКИ

(Современное явление)

 

Пророк признаваем был за пророка, когда сбывалось слово того пророка.

Иерем., XXIII, 9

 

Опять знакомые, хотя и давно позабытые у нас явления: опять забормотали темные вещуны — и опять пророчествуют черноземные пророки.

Как и где?

Разумеется, в Москве, откуда идет все чудесное.

Кто же пророк и что его за пророчество?

О том, кто пророк, скажем несколько ниже, а о духе его пророчества не обинуясь отвечаем: оно политическое, возбуждающее Россию к вере в саму себя, в свои силы и в свои судьбы на Востоке. Словом, это пророчество «победное».

Без всяких шуток: как бы кто ни посмотрел на пророчество, о котором я намерен рассказывать, оно, мне кажется, не может не иметь своей доли довольно серьезного политического значения.

Дело главным образом не в том, что пророк пророчествует, но важно: почему он пророчествует?

Такой взгляд необходим по отношению ко времени и к обстоятельствам.

Ни для кого не новость, что в обществе есть значительная доля людей, которые все нынешнее патриотическое возбуждение, или по крайней мере наибольшую его долю, приписывают частному «раздуванию». Этим людям кажется, что народная масса была бы совершенно безучастна к происходящим событиям и, если бы этого дела не «раздували» газеты, оно бы так преблагополучно и потухло.

«Новое время» в своем 307 № (5 января 1877 г.) не обинуясь констатирует этот факт, что такие люди есть; Ф. М. Достоевский в своем декабрьском «Дневнике писателя» говорит то же. Оспаривать этого нельзя, да и незачем.

Гораздо интереснее и полезнее дать читателям сколько-нибудь осязательное доказательство, что это не так — что патриотическое возбуждение отнюдь не держится газетным раздуванием, а что оно живет в самом народе, как явление самостоятельное и имеющее серьезное значение.

К сожалению, однако, такого доказательства до сих пор ни одна из проникнутых патриотическим духом газет представить не могла. Это и понятно: о значении адресов в этом смысле у нас с некоторых пор говорить не принято; а рассказов и сцен вроде тех, какие написаны некоторыми из наших беллетристов, в публике не считают за доказательство. Да и в самом деле, бог знает, можно ли за ними признать эту силу... Других же средств добыть и представить наглядные доказательства, как относится наш народ в своих чувствах к совершающимся событиям, при нынешних условиях нашей общественной жизни, нет.

Но по счастливому случаю я получил на сих днях нечто такое, что, мне кажется, должно быть признано веским доказательством большого и глубокого народного патриотического возбуждения в самой темной и закоренелой народной массе. Доказательством этого рода я имею смелость считать только что вышедшую с секретного типографского станка книжечку «подпольной печати», носящую такое заглавие: «Пророческое предсказание о взятии Царя-града и о погибели турок».

Эта, лежащая передо мною книжечка напечатана в четвертку, на церковно-славянском языке и церковно-славянскими буквами, с киноварью и заставицами. В ней всего десять страниц — отпечатана она довольно опрятно, как все так называемые «подпольные» богослужебные книги московских секретных раскольнических типографий.

Содержание этой оригинальной книжки следующее:

На 1-й стр. заставица и заголовок.

«Предсказание о пленении Царя-града турками и паки о хотящем быти взятии русскими, ему же есть предзнаменованием сия настоящая война».

2-я стр. с оборотом занята надписанием «над гробом царя Константина», вслед за чем начинается перевод, или, лучше сказать, истолкование «сицевого подобия». Тут интересно следующее: «Исчадие (турецкое) царствует тонко и мало. Народ же русский вкупе со причастники всего победят и седмихолмик возьмут с прибытками, тогда же и воздвигнут войну междоусобную, ярящуюся даже до пятого часа. И глас с небесе возгласит трижды: стойте, стойте, стойте, со страхом и споспешитеся много тщательне на десную страну, обряще мужа прирожденного, чудного и сильного, и юного, и крепкого и его же приемше, того имейте владыкою, любимец бо мой есть, и его приемше, той волю вашу исполнит. Переведено сие свидетельство из гранографа греческого языка, древнего письма, на русский».

На обороте 4-й стр. «Русский народ с первозданным Измаильтянина победит и седмихолмного восприимет сопред законными его, и того ради брань воздвигнут велику междоусобную и проклятую, даже и до девятыя годины».

На обор. 6-й: «Да разумевши окаянне (Магомете) пришедше бо российский род с преждесоздательными всего Измаильтян победят и седмихолмного приимут, с преждезаконными его и в нем воцарятся».

На обор. 7-й: «Се имахе махметане и басурмане вси нраведны вины, их же род долговременно пребывает ваг

ша махмецка ересь на земли; но да ведаете, яко вскоре исчезнет».

Обор. 8-й: «О сих днесь пророчество имут у себя мурины и верят, яко полунощный некий самодержец святый град Иерусалим и все кесарство турское в державу свою мечем своим приимет. Полунощной же сей самодержец есть царь и великий князь московский. Сей бесерменскую, махметанскую скверную ересь и богопротивный закон истнит и потребит и погубит до конца. К сему еще или от Бога, или от демона, ты прокляте Махомете надхнен, сам пророчествовал еси, яко тысяща лет течию скверное твое учение имать пребывати. Но уже тысяща лет минула и с навершением и закон твой богопротивный и ересь скверная в мале времени погибнет. Но не требе усумневатися, приходит время еже атаманское господство падет, имут бо о сем и сами Турцы много временное волшебство на погибель свою и ожидают события его на всяко время от нас. Волшебство их оно, сими словесы по их языку писано <...>».

«Царь наш придет, поганого начальника царство возмет, и червленое яблоко приимше в свою силу подбиет, аще бы затем, до седми лет меч христианский противу его не восстал, тогда уже дванадесять лет будет созидати, винограды насаждати, ограды тверды ограждати, стада будет умножати. По двоюнадесять лету, яко яблоко червленое в державу его падет и изыдет христианский меч, и турка от всех стран обступивши на главу поразит и имя его погубит».

Затем «выход», в котором указаны источники, из коих составитель книжицы собрал свое «пророческое предсказание». Эти источники: «надгробное надписание» св. царя Константина; 2) книга Льва царя премудрого; 3) Степенная книга и 4) книга «Лебедь».

Достоверность этих источников и достоинство самого, составленного по ним московского «пророческого сказания» критической оценки не требуют. Очевидно, что сказанию этому название «пророческого» присвоено по меньшей мере преждевременно. Этот пророк может претендовать на признание его пророчества только тогда, если бы оно сбылось; но надо нечто прибавить к объяснению самой истории появления этой книжки.

«Пророческое сказание о гибели турок», по слухам, которые, кажется, должно считать вполне достоверными, составлено в самое недавнее время, в Москве. Составлял его довольно известный начетчик беспоповщинского, филипповского толка. Где и кем напечатано, это, разумеется, неизвестно и, надо полагать, так и останется неизвестным «в полноту своего исторического времени». Но напечатано это «пророческое сказание» не по единоличному изволению составителя, а с благословления «старцев», прослушавших и одобривших это сказание общим советом на собрании, бывшем в Дурном переулке, «яко зело правдивейшее и к целям державы российской преполезное».

Еще замечательно, что все это сделано раскольниками именно того филиппова толка, который особенно упорен в своих правилах о «немолении за власти», что людям этого согласия и ставится в особую вину. Теперь этим, конечно, незаконным образом выраженным, но горячо патриотическим поступком люди эти доказывают, что их «немоление» есть просто последствие их чисто религиозных взглядов, но что граждански и политически они не менее, чем кто-либо, соревнуют силе и славе отечества и трона.

Затем предстоит оценить самый факт напечатания и выпуска этой книги.

Ни для кого, конечно, не составляет секрета, что у раскольников не переводятся ни свои «подпольные архиереи», ни свои «подпольные типографии». Произведения сих последних типографий тоже известны всем, и простолюдинам, которые держатся «старины», и многим литераторам и ученым, занимающимся расколом. Но в «подпольных» раскольничьих типографиях обыкновенно печатаются исключительно только богослужебные книги и «цветнички» или «изборнички», словом, одни религиозные книги.

Оберегая свою «подпольную печать», раскольники никогда не соглашаются рисковать ее спокойствием, печатая что бы то ни было нерелигиозное, а тем более с политическим оттенком, и... однако, на сей раз, после долгой и неизменной сдержанности, прорвались и выпустили «пророческое сказание», за которое, конечно, не могут ожидать себе никаких похвал и поощрений... Эти расчетливые и тонкие практические люди не глупы, чтобы не понимать, что они делают, и они, конечно, все это отлично понимают. И если, несмотря на все это, они все-таки выпустили свое возбудительное «пророческое сказание», то уже, разумеется, это не легкомыслие, не

фанфаронада, а живое, горячее, хотя и темное убеждение, что этим стоило рискнуть, ибо сие пророческое сказание есть «зело правдивейшее и к целям державы российской преполезное».

Не выдержали уста и от избытка чувств возглаголали!

Пусть кому как угодно кажется нелепым и смешным это мужичье «пророческое сказание». Об этом мы ни с кем спорить не станем — дело не в его разумности и основательности, а в силе и непосредственности вызвавших его побуждений. Простецы не совладели с потребностию сказать от себя соотчичам, что «не требе усомневатися еже атаманское господство падет». Так ли это или не так, но нельзя не оценить усилия этих простых людей, из самой темной массы, с большим для себя риском возгласивших во всеуслышание: «не требе усомневатися

В этом случае можно кстати припомнить слова поэта:

Тьмы низких истин нам дороже

Нас возвышающий обман.

 

Слова эти здесь будут кстати. И что до нас лично, то не обязанные произносить никакого своего суждения об уместности приема, к которому обратились раскольники, дабы сказать свое «не требе усомневатися», мы не можем не поставить факта появления этой странной подпольной книжонки раскольничего издания в ряду самых веских доказательств, что нынешнее патриотическое возбуждение России не «вздувается» газетами, как это кажется многим, смотрящим с верхов, но оно поддерживается даже из мужичьего подполья... Оттуда, забывая страх тяжкой ответственности и кары, сами темные люди тычат набранный их заскорузлыми руками листок: «не требе усомневатися».

Мне кажется, что это, рассказанное мною, явление в нашей простонародной среде уже никак нельзя не считать за доказательство настоящего, неподдельного народного желания, чтобы Россия с «неусумненною» верою в себя шла теперь к законнейшим историческим целям своего призвания.

Не знаю: как это покажется тем «европействующим» и «жидовствующим», о которых говорит Ф. М. Достоевский; но... например, если бы узнал об этом лорд Дерби, который так язвительно отзывался об особенном «устройстве» наших заявлений, то он, вероятно, не отказался бы заметить для себя, что и у нас не все заявления «устрояются» одинаково.

 

6 января 1877 г.

Рейтинг@Mail.ru

Хостинг от uCoz